Законодательство
Архангельская область

Архангельская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2007 г. по делу № А05-6950/2007

Арбитражный суд Архангельской области
в составе: судьи Панфиловой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Драчевок Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению ФНС России по Архангельской области и НАО
к Инспекции ФНС России по г. Архангельску
о признании недействительным решения УФНС России по Архангельской области и НАО от 15.03.2007 г. № 19/10/03860 и частично недействительным решения ИФНС России по г. Архангельску от 29.12.2006 г. № 22-19/4373
от заявителя - Федорик М.М.
от Управления ФНС - Карпов П.С.
от Инспекции ФНС - Сынчиков Д.Н., Артемьева Т.Б.

установил:

Заявлено требование о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 29.12.2006 № 22-19/4373 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в части доначисления земельного налога за период с января по сентябрь 2003 г. и соответствующей суммы пеней по земельному налогу, а также о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.03.2007 г. № 19-10/03860.
В силу п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление в арбитражный суд о признании недействительным ненормативного акта может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов. Как видно из материалов дела, срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ пропущен заявителем. Однако, заявитель представил суду ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием причин пропуска срока. Учитывая положения ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав, позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении № 367-0 от 18.11.2004 г. согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, суд, изучив представленные заявителем ходатайство и приложенные к нему документы, находит срок по п. 4 ст. 198 АПК РФ подлежащим восстановлению.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и в пояснениях по делу, пояснил, что земельный участок площадью 25,3 га, занятый производственной базой путевой машинной станции № 194, включен в полосу отвода железной дороги Исакогорка - Северодвинск.
Представители Инспекции в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении Общества (структурного подразделения - Путевой машинной, станции № 194) Инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства РФ за период с 01.10.2003 г. по 31.08.2006 г., по результатам которой составлен акт проверки от 05.12.2006 г.
В ходе проверки Инспекция установила и в акте проверки отразила, что Общество неправомерно не уплатило земельный налог за период с октября по декабрь 2003 г. в сумме 16394 руб., пени по земельному налогу составили 7698 руб. Основанием для доначисления налога послужило неверное применение в представленной правопредшественником Общества - ФГУП "Северная железная дорога" уточненной декларации по земельному налогу за 2003 г. ставки налога: применена ставка налога, установленная для земель в полосе отвода железной дороги - 13.32 руб./га, следовало применить ставку налога для расположенных вне населенных пунктов земель промышленности - 2592 руб./га.
В период проведения проверки Инспекция запросила у Межрайонной Инспекции ФНС № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу налоговые декларации ФГУП "Северная железная дорога" по земельному налогу за 2003 г., согласно которым исчисленная сумма земельного налога за 2003 г. по земельному участку, занятому производственной базой Путевой машинной станции № 194 составила 337 руб. (25,3 га х 13,32 руб./га).
Решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 29.12.2006 г. № 22-19/4373 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в связи с неверным применением ставки налога за 2003 г. Обществу доначислен земельный налог за весь 2003 г. в сумме 65241 руб. и соответствующие пени в размере 33778 руб.
Общество не согласилось с решением Инспекции от 29.12.2006 г. № 22-19/4373 в части доначисления земельного налога за 2003 г. и пени и обжаловало решение Инспекции в указанной части в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговом службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В качестве доводов в обоснование своей позиции Общество указало в жалобе, что Инспекцией нарушен порядок проведения налоговой проверки, в том числе нарушены положения ст. 87 НК РФ (налоговой орган при проверке исчисления и уплаты земельного налога вышел за пределы проверяемого периода), следовательно, начисление земельного налога за период с 01.01.2003 г. по 30.09.2003 г. является необоснованным.
По результатам рассмотрения жалобы, Управление решением от 15.03.2007 г. № 19-10/03860 оставило жалобу Общества без удовлетворения.
В настоящем деле Общество оспаривает решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 29.12.2006 г. № 22-19/4373 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в части доначисления земельного налога за период с января по сентябрь 2003 г. и соответствующей суммы пеней по земельному налогу, а также решение Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.03.2007 г. № 19-10/03860 в полном объеме по следующим основаниям.
Общество полагает, что Инспекцией нарушены положения ст. 87 НК РФ (налоговой орган при проверке исчисления и уплаты земельного налога вышел за пределы проверяемого периода), следовательно, начисление земельного налога за период с 01.01.2003 г. по 30.09.2003 г. и соответствующих пеней является необоснованным. Кроме того, в соответствии со ст. 50 НК РФ и ст. 9.3 Вводного закона № 147-ФЗ от 31.07.1998 г. доначисление земельного налога Обществу возможно лишь после 30.09.2003 г., т.е. после даты утверждения сводного передаточного акта.
Суд, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, находит заявленные требования Общества подлежащими удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585 создано Открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2003 г. № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
ОАО "Российские железные дороги" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией МНС России № 39 по г. Москве 23 сентября 2003 г. за № 1037739877295, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации серии 77 № 007105126.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
Согласно статье 9.3 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 115-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при исполнении обязанности но погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единою хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
Сводный передаточный акт утвержден распоряжением Министерства имущества Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30 сентября 2003 года № 4557-р/6-р/884р. Согласно Приложению № 288 к Сводному передаточному акту открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" передан имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия "Северная железная дорога".
Следовательно, с даты утверждения сводного передаточного акта к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" перешли все права и обязанности по обязательствам федерального государственного унитарного предприятия "Северная железная дорога".
Указанная норма закона предполагает, что с 30.09.2003 г. ОАО "Российские железные дороги" в порядке правопреемства в налоговых правоотношениях перешла обязанность уплатить имеющуюся задолженность ФГУП "Северная железная дорога" по налогам, сборам, пеням и штрафам, возникшую до 30.09.2003 г.
Такая задолженность должна подтверждаться соответствующими документами - налоговыми декларациями ФГУП "Северная железная дорога", либо решениями налогового органа по результатам налоговых проверок в отношении ФГУП "Северная железная дорога".
Из материалов дела следует, что по состоянию на 30.09.2003 г. у ФГУП "Северная железная дорога" отсутствовала задолженность по уплате земельного налога за 2003 г.
В материалах дела имеется первоначальная и уточненная декларации ФГУП "Северная железная дорога" по земельному налогу за 2003 г., представленные в Межрайонную Инспекцию ФНС № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с которыми земельный налог за 2003 г. по земельному участку, занятому производственной базой Путевой машинной станции № 194 составил 337 руб. (25,3 га х 13,32 руб./га). Данная сумма налога была уплачена ФГУП "Северная железная дорога" и уплата налога учтена при вынесение оспариваемых в настоящем деле решений.
Судом установлено, что уточненная декларация ФГУП "Северная железная дорога" за 2003 г. была камерально проверена Межрайонной Инспекцией ФНС № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, материалы камеральной проверки имеются в материалах дела.
По результатам камеральной проверки составлено Уведомление № 430 от 09.10.2003 г., в котором Межрайонная Инспекция ФНС № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу отразила, что ФГУП "Северная железная дорога" по земельному участку занятому производственной базой Путевой машинной станции № 194 необоснованно применена ставка налога, установленная для земель в полосе отвода железной дороги - 13,32 руб./га. следовало применить ставку налога для расположенных вне населенных пунктов земель промышленности - 2592 руб./га. Доначисленная сумма земельного налога за 2003 г. составляет 65242 руб., предприятию предложено представить уточненную декларацию за 2003 г.
В связи с составлением Уведомления № 430 от 09.10.2003 г. ФГУП "Северная железная дорога" были представлены возражения от 05.11.2003 г., из которых следует, что в Постановлении Главы администрации МО "Приморский район" № 404 от 03.12.2002 г. в отношении земельного участка площадью 25,3 га и его расположении, занятого производственной базой путевой машинной станции № 194, допущена неточность. Согласно техническому отчету по инвентаризации земель, занятых железной дорогой участка Исакогорка - Северодвинск, вышеуказанный земельный участок является полосой отвода, о чем свидетельствует акт инвентаризации земель в Приморском районе, в связи с чем ФГУП "Северная железная дорога" обратилось к главе МО "Приморский район" о внесении дополнения к постановлению № 404.
Постановлением Главы администрации МО "Приморский район" от 28.04.2000 № 147 "Об утверждении материалов инвентаризации земель, занятых железной дорогой Исакогорка - Северодвинск" утверждены материалы инвентаризации земель, занятых железной дорогой Исакогорка - Северодвинск на площади 112 га (пункт 1).
Постановлением Главы администрации МО "Приморский район" № 404 от 03.12.2002 г. о перерегистрации земельных участков ФГУП "Северная железная дорога МНС России", в связи с реорганизацией предприятию были выделены, в том числе, земли полосы отвода железной дороги Исакогорка - Северодвинск, площадью 112 га и отдельно земли, занятые производственной базой путевой машинной станции № 194 площадью 25,3 га.
Постановлением Главы администрации МО "Приморский район" № 426 от 26.11.2003 г. о внесении изменений в постановление Главы администрации МО "Приморский район" от 28.04.2000 г. № 147 "Об утверждении материалов инвентаризации земель, занятых железной дорогой Исакогорка - Северодвинск" и № 404 от 03.12.2002 г. "О перерегистрации земельных участков ФГУП "Северная железная дорога МПС России" пункт 1 постановления Главы администрации МО "Приморский район" от 28.04.2000 г. № 147 изложен в следующей редакции: "Утвердить материалы инвентаризации земель, занятых железной дорогой Исакогорка - Северодвинск на площади 137.3 га, включив в полосу отвода железной дороги Исакогорка - Северодвинск земельный участок, занятый производственной базой путевой машинной станции № 194".
В пункт 1 постановления № 404 от 03.12.2002 г. также внесены соответствующие изменения: земли полосы отвода железной дороги составляют 137,3 га (112 га + 25,3 га), а слова "- земли, занятые производственной базой путевой машинной станции № 194 площадью 25,3 га." исключены.
По результатам рассмотрения указанных возражений ФГУП "Северная железная дорога" и представленного постановления Главы администрации МО "Приморский район" № 426 от 26.11.2003 г., Межрайонная Инспекция ФНС № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу вынесла решение № 456 от 08.12.2003 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Возражения ФГУП "Северная железная дорога" были приняты, земельный налог за 2003 г. указанным решением № 426 от 26.11.2003 г. не доначислен.
Судом установлено, что налоговым органом не проводилась выездная налоговая проверка ФГУП "Северная железная дорога" за 2003 г. (до 30.09.2003 г.) Последняя выездная проверка ФГУП "Северная железная дорога" проведена за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2002 г., что подтверждается представленной Инспекцией в материалы дела первой страницей сводного раздела акта выездной налоговой проверки от 22.05.2003 г.
Следовательно, по состоянию на 30.09.2003 г. у ФГУП "Северная железная дорога" отсутствовала документально подтвержденная задолженность по уплате земельного налога за 2003 г. и пеням, которая могла бы перейти к его правопреемнику в порядке ст. 50 НК РФ и ст. 9.3 Вводного закона № 147-ФЗ от 31.07.1998 г.
В рассматриваемом случае Инспекцией проводилась выездная проверка правопреемника ФГУП "Северная железная дорога" - ОАО "Российские железные дороги" за период деятельности обособленного подразделения ОАО "Российские железные дороги" с 01.10.2003 г. по 31.08.2006 г.
Инспекция в нарушение ст. 87 НК РФ вышла за пределы проверяемого периода и доначислила земельный налог в рамках налоговой проверки правопреемника за период деятельности его правопредшественника - с января по сентябрь 2003 г., при том что ОАО "Российские железные дороги" создано в качестве юридического лица лишь 23.09.2003 г. и в порядке правопреемства в силу ст. 50 НК РФ и ст. 9.3 Вводного закона к нему может перейти лишь имеющаяся у правопредшественника задолженность по налогам и пеням.
Кроме того, суд полагает, что с учетом изложенных выше обстоятельств у Инспекции отсутствовали основания для доначисления земельного налога за 2003 г. в связи с неверным применением ставки налога по земельному участку занятому производственной базой Путевой машинной станции № 194. Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 25,3 га фактически является землей в полосе отвода железной дороги, в постановлениях Главы администрации МО "Приморский район" от 28.04.2000 г. № 147 и № 404 от 03.12.2002 г. допущены неточности, исправленные постановлением Главы администрации МО "Приморский район" № 426 от 26.11.2003 г. Указанные постановления имелись у Инспекции в период проведения проверки. Следовательно, ставка налога за 2003 г. - 13,32 руб./га применена в данном случае обоснованно, а сумма налога на землю за 2003 г. - 337 руб. исчислена правильно.
В связи с тем, что Общество оспаривает решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 29.12.2006 г. № 22-19/4373 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в части доначисления земельного налога за период с января по сентябрь 2003 г. и соответствующей суммы пеней по земельному налогу, данное решение подлежит признанию недействительным в оспариваемой части: в части доначисления 48847 руб. земельного налога за 2003 г. (65241 руб. - 16394 руб.) и 26080 руб. (33778 руб. - 7698 руб.) пеней по земельному налогу.
В данном деле Обществом также оспаривается решение Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.03.2007 г. № 19-10/03860, которым Управление оставило жалобу Общества на решение Инспекции от 29.12.2006 г. № 22-19/4373 в части доначисления земельного налога за 2003 г. и пеней по земельному налогу без удовлетворения.
В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Суд находит довод Общества, изложенный в пояснениях по делу от 20.07.2007 г. о том, что Управлением в оспариваемом решении от 15.03.2007 г. № 19-10/03860 не дана оценка доводам жалобы о нарушениях Инспекцией ст. 87 НК РФ обоснованным.
Кроме того, рассмотрение жалобы в порядке ст. 137 - 140 НК РФ предполагает обязанность вышестоящего налогового органа проверить правомерность решения нижестоящего налогового органа в оспариваемой части, не ограничиваясь доводами жалобы. Такой вывод прямо вытекает из представленных вышестоящему налоговому органу ст. 140 НК РФ полномочий по итогам рассмотрения жалобы.
Как следует из оспариваемого решения от 15.03.2007 г. № 19-10/03860, Управлением не рассматривались по существу обстоятельства, послужившие основаниями для доначисления земельного налога за 2003 г. и пеней по земельному налогу, не оценивались указанные выше постановления Главы администрации МО "Приморский район".
В данном случае основания для доначисления земельного налога за 2003 г. и пеней отсутствовали, следовательно, жалоба Общества необоснованно не удовлетворена Управлением.
Оспариваемое решение Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.03.2007 г. № 19-10/03860 не соответствует положениям Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому подлежит признанию недействительным.
Расходы заявителя по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчиков в равных долях по 1000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуальною кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску от 29.12.2006 г. № 22-19/4373 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в части доначисления 48847 руб. земельного налога за 2003 г. и 26080 руб. пеней по земельному налогу.
Признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.03.2007 г. № 19-10/03860.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, Управление Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 1000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения.

Судья
Н.Ю.ПАНФИЛОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru