Законодательство
Архангельская область

Архангельская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

<ПИСЬМО>
от 17 сентября 2009 года

<ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ>

Вопрос 1: В каких случаях судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации?

Ответ:

Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ), то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя (абз. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации)).
В соответствии со ст. 66 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган:
1) для проведения государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание;
2) для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:
- требование государственной регистрации содержится в судебном акте;
- судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;
- взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
Для проведения государственной регистрации прав судебный пристав-исполнитель лично обращается в регистрирующий орган, предъявляя документ, подтверждающий его полномочия, а также документ, удостоверяющий его личность.
При этом на него распространяется общий порядок проведения государственной регистрации, в том числе требования, предъявляемые к пакету документов, необходимых для государственной регистрации.
Так, например, для проведения государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебному приставу-исполнителю необходимо обратиться в регистрирующий орган и представить следующий пакет документов:
- постановление о проведении государственной регистрации права собственности, утвержденное старшим судебным приставом (два экземпляра);
- документ, устанавливающий право должника на недвижимое имущество (подлинник и копия);
- кадастровый паспорт объекта недвижимости (оригинал и копия);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав установлен ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующей категории плательщика).
Документы, подтверждающие проведение государственной регистрации прав, выдаются судебному приставу-исполнителю или правообладателю, который должен направить копию указанного документа судебному приставу-исполнителю.

Вопрос 2: Какие документы необходимо предоставить для государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) аренды в случае досрочного расторжения по соглашению сторон договора аренды здания, заключенного на 5 лет между физическим и юридическим лицом?

Ответ:

Действующее законодательство предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу прямого указания закона соглашение о расторжении договора совершается в той же форме, что и сам договор. Следовательно, соглашение о расторжении договора аренды здания, заключенного на срок не менее года, заключается в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации.
Общий порядок проведения государственной регистрации и перечень документов, представляемый на регистрацию соглашения о расторжении договора, регламентирован нормами Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Для проведения государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды здания, заключенного на срок не менее года, в регистрирующий орган может обратиться одна из сторон (арендатор, арендодатель или уполномоченное ими на то лицо) и представить:
- заявление о государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды, составленное в письменной форме (оформляется специалистом регистрирующего органа при непосредственном обращении заявителя - подлинник, 1 экземпляр);
- учредительные документы юридического лица со всеми зарегистрированными изменениями, в случае обращения представителя юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии для предъявления и копии тех документов, которые ранее не представлялись);
- соглашение о расторжении договора аренды, заключенное в письменной форме (не менее чем в двух подлинных экземплярах);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (размер государственной пошлины составляет 100 рублей для физического лица, 300 рублей для юридического лица - подлинник и копия).
При обращении в регистрирующий орган заявитель также представляет документ, удостоверяющий личность. В случае если физическое или юридическое лицо действует через представителя, последний, в том числе, должен иметь документ, подтверждающий его полномочия (нотариально удостоверенную доверенность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, - подлинник и копия).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru