АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2008 г. по делу № А05-12431/2007
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 21 января 2008 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Макаревич И.А.
при ведении протокола судьей, рассматривающим дело,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску потребительского общества "Северный торговый центр"
к ответчику - муниципальному образованию "Город Архангельск"
об обязании принять имущество в муниципальную собственность
при участии в заседании представителей: от истца - Васильевой С.В. (доверенность от 23.10.2007), от ответчика - Доценко Н.А. (доверенность от 11.09.2007)
установил:
потребительское общество "Северный торговый центр" (далее - ПО "СТЦ") обратилось в арбитражный суд с требованием обязать муниципальное образование "Город Архангельск" принять в муниципальную собственность тепловую трассу, расположенную по ул. Стрелковой в Ломоносовском округе г. Архангельска от тепловой камеры 115л-3 до тепловой камеры 115л-16.
Ответчик иск не признает, ссылаясь на отсутствие у истца права на его предъявление.
Изучив материалы дела, суд установил: между тепловыми сетями, принадлежащими ПО "СТЦ" и тепловыми сетями энергоснабжающей организации ОАО "Территориальная генерирующая компания № 2" (ранее - ОАО "Архангельская генерирующая компания") находится участок тепловых сетей, не принадлежащий ни ПО "СТЦ", ни энергоснабжающей организации (от ТК 115л-3 до ТКИ 5л-16). Через данный участок также осуществляется теплоснабжение объектов, принадлежащих Союзу потребительских обществ Архангельской области, МУП "Архкомхоз", "Архангельскому учебно-производственному предприятию Всероссийского общества слепых" Общероссийской общественной организации инвалидов, ООО "Севзапэлектромонтаж".
В связи с отсутствием собственника спорного участка, истцу, в случае аварий приходится за свой счет принимать меры по их устранению а также нести иные расходы, необходимые для поддержания теплотрассы в эксплуатационном состоянии, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском об обязании ответчика принять бесхозный участок в муниципальную собственность.
В обоснование требований истец ссылается на приложение № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно которому объекты инженерной инфраструктуры городов, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территориях соответствующего городского Совета народных депутатов, подлежат передаче в муниципальную собственность независимо от того на чьем балансе они находятся.
Суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по изложенным ниже основаниям.
Доказательства того, что спорный участок теплотрассы является государственной собственностью и права на него могут быть разграничены в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 не представлены.
Как следует из письма Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики мэрии г. Архангельска от 01.02.2006 и не оспаривается истцом, муниципальный жилищный фонд г. Архангельска к спорному участку теплотрассы не подключен.
Документы, позволяющие установить, кем и когда был создан спорный участок, отсутствуют. Состав организаций, чье теплоснабжение осуществляется через спорный участок, не исключает возможности его создания и принадлежности по состоянию на 1991 год и в настоящее время кооперативной или общественной организации. Не исключена возможность принадлежности участка и иному лицу, не принимающему мер по его содержанию и фактически от него отказавшемуся. В силу пункта 1 статьи 236 гражданского кодекса Российской Федерации отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Порядок приема в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимой вещи определен статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обращение с заявлением о постановке бесхозяйной недвижимой вещи на учет органом осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшее обращение в суд с иском о признании права муниципальной собственности является правом муниципального образования.
Иные лица не располагают ни правом на обращение бесхозяйной недвижимой вещи в свою собственность (за исключением приобретения права собственности в силу приобретательной давности), ни правом на понуждение муниципального образования к приему в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимой вещи.
Основания для удовлетворения иска у суда отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на истца.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья
И.А.МАКАРЕВИЧ