Законодательство
Архангельская область

Архангельская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






title>Решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2007 № А05-9595/2007 Суд считает, что оспариваемые предписания государственного автодорожного надзора не нарушают прав администрации МО, поскольку основаны на нормах действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и вынесены в пределах компетенции государственного органа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2007 г. по делу № А05-9595/2007

Резолютивная часть решения принята и оглашена 21 ноября 2007 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28 ноября 2007 года.
Арбитражный суд Архангельской области
в составе: судьи Хромцова В.Н., ведущего протокол судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования "Северодвинск"
к ответчику - Управлению государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании незаконными действий и недействительными предписаний от 14.09.2007 № 34 и № 35
при участии в заседании представителей:
от заявителя - Шестаков М.Н. (доверенность от 09.04.2007).
от ответчика - Пинаевский И.В. (доверенность от 30.03.2007).

установил:

Администрация муниципального образования "Северодвинск" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление), выразившихся в проведении с превышением полномочий проверки содержания уличной дорожной сети г. Северодвинска в целях выявления нарушений, влияющих на безопасность дорожного движения и признании недействительными предписаний № 34 и № 35 от 14.09.2007.
Судом указан предмет требований, уточненный представителем Администрации в предварительном судебном заседании.
Спор рассмотрен судом с учетом следующих обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 № АН-332фс, Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и приказа УГАДН № 42-ДН от 08.08.2007 должностными лицами Управления 12 сентября 2007 года проведена проверка содержания автодороги "Солзенское шоссе" и содержания улично-дорожной сети г. Северодвинска.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения, влияющие на безопасность дорожного движения, а именно, несоблюдение при эксплуатации автодороги "Солзенское шоссе" и содержания улично-дорожной сети г. Северодвинска требований ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).
По результатам проверки, 13.09.2007 Управлением составлены акты проверки содержания автомобильных дорог и 14.09.2007 в адрес Администрации вынесены предписания № 35 и № 36 об устранении выявленных нарушений ГОСТа Р 50597-93.
Администрация считает, что проверка состояния автомобильных дорог проведена Управлением с превышением полномочий, соответственно, и вынесенные им 14.09.2007 предписания № 34 и № 35 являются недействительными.
При этом Администрация ссылается на то, что контроль и надзор в сфере автомобильного транспорта в части вопросов безопасности дорожного движения согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (далее - Положение № 398) не входит в функции Управления. Администрация указывает, что фактически проверка осуществлялась в целях выявления и устранения нарушений ГОСТа Р 50597-93, квалифицируемых по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вопросы безопасности дорожного движения находятся в ведении Министерства внутренних дел, что установлено Положением "О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711, в соответствии с которым названная Инспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Доводы Администрации о превышении Управлением полномочий при проведении проверки и незаконности вынесенных им предписаний отклоняются судом как несостоятельные по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере автомобильного транспорта, кроме вопросов безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" помимо понятия "безопасность дорожного движения" под которым понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, содержит в абзаце 5 такой термин как "обеспечение безопасности дорожного движения" - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу статей 1, 4, 5 названного Федерального закона регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов при обеспечении безопасности дорожного движения, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в числе прочих мероприятий посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, а также посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 6 данного Закона в ведении Российской Федерации находятся:
формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного, движения;
установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;
разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;
организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;
координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы.
В соответствии с пунктом 1 Положения № 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере дорожного хозяйства и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу "Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 № АН-332ФС, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (пункт 1) и осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.3.4) и контроль и надзор за соблюдением требований нормативных документов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, а также за деятельностью организаций по выполнению законодательства Российской Федерации и нормативных документов в данной сфере деятельности (пункт 2.3.6).
ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Таким образом, исходя из норм, закрепленных в статьях 1, 4, 5, абзаце 5 статьи 2, части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положении № 398, Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, суд считает, что в компетенцию Управления входит осуществление контрольных функций в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения безопасности дорожного движения.
Соответственно, Управление вправе требовать, в том числе, от органов местного самоуправления, устранения выявленных недостатков по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения путем выставления предписаний.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 8, если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает права и охраняемые законом интересы юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным (абзац 2 пункта 1 Пленума). Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Пленума).
В рассматриваемом случае, поименованные в оспариваемых предписаниях нарушения ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" действительно имеют место и по существу Администрацией не оспариваются.
Требования Управления об устранении выявленных нарушений направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Таким образом, суд считает, что оспариваемые предписания не нарушают прав и законных интересов Администрации, поскольку основаны на нормах действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и вынесены Управлением в пределах его компетенции.
При таких обстоятельствах, заявление Администрации удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

отказать Администрации муниципального образования "Северодвинск" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившихся в проведении с превышением полномочий проверки содержания уличной дорожной сети города Северодвинска в целях выявления нарушений, влияющих на безопасность дорожного движения и признании недействительными предписаний № 34 и № 35 от 14.09.2007.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
В.Н.ХРОМЦОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru