Законодательство
Архангельская область

Архангельская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2008 г. по делу № А05-9806/2008

Арбитражный суд Архангельской области в составе: судьи Лепеха А.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лепеха А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Росмет"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску
о признании незаконным бездействия налогового органа
при участии в заседании представителей:
от заявителя Жариновой Н.А. (доверенность от 24.09.2008)
от ответчика Антоновой А.В. (доверенность от 14.12.2007)

установил:

Закрытое акционерное общество "Росмет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - налоговый орган или инспекция), выразившегося в неуплате 297 107 руб. 95 коп. процентов за несвоевременный возврат 4 636 757 руб. 91 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по декларации за август 2007 года.
Инспекция предъявленное требование в части оспаривания бездействия по неуплате 184 567 руб. 70 коп. процентов, начисленных за несвоевременный возврат 2 899 285 руб. 33 коп. НДС в период с 31.12.2007 по 06.08.2008, не признала, указав на то, что на данную сумму налога произведен зачет на основании п. 6 статьи 78 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Требование в части признания незаконным бездействия по неуплате процентов за несвоевременный возврат 1 737 472 руб. 58 коп. (11 454 руб. и 1 726 018 руб. 58 коп.) НДС, считает обоснованным только на сумму 79 159 руб. 52 коп., начисленных за период с 04.04.2008 по 10.08.2008.
В судебном заседании 13.10.2008 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) был объявлен перерыв до 17.10.2008 в связи с неявкой представителей налогового органа и необходимостью представления дополнительных доказательств по делу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает, что предъявленное Обществом требование подлежит удовлетворению с учетом следующих обстоятельств, установленных в судебном заседании.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Абзацем 2 пункта 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ. В силу пунктов 2 и 3 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. По результатам камеральной проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101 НК РФ. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Согласно пункту 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 19.09.2007 представило в инспекцию декларацию по НДС за август 2007 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 4 636 758 руб. НДС. В тот же день Общество представило в налоговый орган заявление о возврате на свой расчетный счет указанной суммы налога.
По результатам камеральной проверки представленной декларации, инспекция:
- решением от 04.05.2008 № 15-23/606 отказала в привлечении Общества к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ и восстановила заявленный к возмещению НДС в сумме 4 625 304 руб. со ссылкой на статью 176 НК РФ, т.е. фактически отказала в возмещении НДС. При этом указала на то, что отсутствие товаросопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, путевой лист) и ненадлежащее оформление товарных накладных (ТОРГ-12) не могут являться основанием для оприходования товарно-материальных ценностей, и как следствие основанием для применения налоговых вычетов;
- решением от 09.06.2008 № 4455 признала применение налоговых вычетов по НДС в сумме 11 454 руб. обоснованным и подлежащим возмещению налог в этой сумме, и отказала в возмещении 4 625 304 руб. НДС.
НДС в сумме 11 454 руб. возвращен на расчетный счет Общества 17.06.2008, что подтверждается платежным поручением № 455 от 17.06.2008, исполненным 17.06.2008.
Не согласившись с решением инспекции от 04.05.2008 № 15-23/606 в части восстановления заявленного к возмещению 4 625 304 руб. НДС, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2008 по делу № А05-4974/2008 вышеуказанное решение инспекции в части восстановления заявленной к возмещению НДС в сумме 4 625 304 руб., признано недействительным. При этом суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
В связи с этим 07.08.2008 налоговым органом приняты решения о зачете № 5228, № 5229, № 5230, № 5231, № 5232, № 5233, № 5234, № 5235 от 07.08.2008 и произведен зачет подлежащего возмещению НДС на общую сумму 2 899 285 руб. 33 коп. в счет уплаты налога на прибыль и пеней по данному налогу на основании п. 6 статьи 78 и статьи 176 НК РФ.
Возврат 1 726 018 руб. 58 коп. налога произведен инспекцией на расчетный счет Общества 11.08.2008, что подтверждается платежным поручением № 816 от 08.08.2008, исполненным 11.08.2008.
С учетом вышеизложенных обстоятельств следует признать обоснованными доводы Общества о том, что со стороны инспекции имело место нарушение срока возврата НДС в сумме 4 636 757 руб. 91 коп., что в свою очередь является основанием для начисления и уплаты Обществу процентов на основании пункта 10 статьи 176 НК РФ.
При этом суд учитывает следующие обстоятельства.
Признание судом недействительным решения налогового органа от 04.05.2008 № 15-23/606 в части восстановления заявленного к возмещению 4 625 304 руб. налога, фактически подтверждает необоснованность отказа Обществу в возмещении данной суммы налога из бюджета. А возложение на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов направлено на возврат из бюджета налога. Все это в совокупности свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение о возмещении налога по результатам камеральной проверки.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога, признанного судом недействительным, следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога, поскольку следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2005 № 7528/05 также разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога.
Согласно расчету Общества за несвоевременный возврат НДС в сумме 4 636 757 руб. 91 коп. в период с 31.12.2007 по 10.08.2008 подлежат начислению и уплате 297 107 руб. 95 коп. процентов.
Данный расчет признается судом обоснованным, поскольку соответствует положениям статьи 176 НК РФ, т.к. проценты, рассчитаны исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению.
При этом суд не может согласиться с доводами инспекции о том, что:
- не подлежат уплате проценты в сумме 184 567 руб. 70 коп., рассчитанные Обществом за несвоевременный возврат 2 899 285 руб. 33 коп. НДС в период с 31.12.2007 по 06.08.2008, поскольку на данную сумму НДС был произведен зачет;
- за несвоевременный возврат 1 737 472 руб. 58 коп. (11 454 руб. и 1 726 018 руб. 68 коп.) НДС, следует к уплате проценты только на сумму 79 159 руб. 52 коп., которые подлежат начислению за период с 04.04.2008 по 10.08.2008 с учетом того, что камеральная проверка закончена 20.03.2008.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Из материалов дела видно, что камеральная проверка декларации Общества по НДС за август 2007 года начата инспекцией 19.09.2007 и окончена 20.03.2008, что нашло отражение в акте проверки от 20.03.2008 № 15-23/1101.
Таким образом, камеральная проверка проводилась инспекцией в течение шести месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 88 НК РФ.
Продление инспекцией срока проведения камеральной проверки на основании решения от 05.02.2008 № 15-23/10, следует признать противоречащим действующему законодательству о налогах и сборах, поскольку решение о продлении срока проведения камеральной проверки принято инспекцией почти спустя два месяца после истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 88 НК РФ.
Таким образом, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 176 НК РФ и с учетом пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная проверка декларации Общества по НДС за август 2008 года должна была быть проведена инспекцией в срок не позднее 19.12.2008.
Применение Обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 11 454 руб. инспекция признала обоснованным, что нашло отражение в акте проверки от 20.03.2008 № 15-23/1101 и в решении от 04.05.2008 № 15-23/606.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что при проведении камеральной проверки декларации по НДС за август 2007 года инспекция не выявила нарушений, препятствующих возмещению налога в сумме 11 454 руб.
Пунктами 2 и 3 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что по окончании камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение названного налога, налоговый орган обязан в течение семи дней принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении данной проверки не были выявлены нарушения, препятствующие возмещению. В случае же выявления таких нарушений уполномоченными должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки.
С учетом вышеизложенного, а также вступившего в законную силу решения суда от 27.06.2008 по делу № А05-4974/2008 инспекция обязана была принять решение о возмещении 4 636 757 руб. 91 коп. НДС в срок не позднее 28 декабря 2007 года, т.е. в течение семи дней по окончании камеральной проверки (19.12.2007) с учетом положений статьи 6 со значком 1 НК РФ. В установленный срок соответствующее решение не было принято налоговым органом.
Согласно пунктам 7, 10 статьи 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Соответственно не позднее 28 декабря 2007 года инспекция обязана была принять решение о зачете (возврате) 4 636 757 руб. 91 коп. НДС.
В силу пунктов 7 и 8 статьи 176 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате суммы налога налогоплательщику, на основании этого решения оформляет поручение на возврат налога и направляет это поручение в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Из материалов дела видно, что в установленный срок, а именно не позднее 28.12.2007, инспекция не оформила поручение на возврат 4 636 757 руб. 91 коп. налога, поскольку своевременно не приняла решение о возврате данной суммы налога, т.е. имело место нарушение срока возврата налога, поскольку фактически возврат осуществлен: 17.06.2008 в сумме 11 454 руб. на расчетный счет; 07.08.2008 в сумме 2 899 285 руб. 33 коп. путем проведения зачета; 11.08.2008 в сумме 1 726 018 руб. 58 коп. на расчетный счет.
При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Таким образом, положениями статьи 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму.
С учетом вышеизложенного, за нарушение срока возврата 4 636 757 руб. 91 коп. НДС, т.е. как 11 454 руб., так и 4 625 303 руб. 91 коп. (с учетом вступившего в законную силу решения суда от 27.06.2008 по делу № А05-4974/2008), предъявленного к возмещению по декларации за август 2007 года, подлежат начислению проценты с 31.12.2007, т.е. с 12-го дня, когда должна была быть завершена камеральная проверка. Суд исходит из того, что в ходе камеральной проверки инспекцией не были выявлены нарушения, препятствующие возмещению 4 636 757 руб. 91 коп. НДС из бюджета с учетом вышеизложенных обстоятельств в совокупности.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
Суд считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для проведения зачета на момент возникновения у Общества права на возмещение НДС, а у налогового органа обязанности произвести возврат налога в сумме 2 899 285 руб. 33 коп., т.е. по состоянию на 31.12.2007.
Налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что по состоянию на 31.12.2007 у Общества имелась недоимка по налогу, иным федеральным налогам, задолженность по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ.
По решениям № 5228, № 5229, № 5230, № 5231, № 5232, № 5233, № 5234, № 5235 от 07.08.2008 инспекцией произведен зачет подлежащего возмещению НДС на общую сумму 2 899 285 руб. 33 коп. в счет уплаты налога на прибыль и соответствующих пеней по данному налогу. Данный зачет осуществлен налоговым органом на основании устного заявления Общества, что нашло отражение в извещении от 07.08.2008 № 9620/1015 о принятом налоговым органом решении о зачете. Зачет произведен в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, а также погашения недоимки по данному налогу и уплаты задолженности по соответствующим пеням, образовавшимся после 28.07.2008, т.е. после возникновения у Общества права на возмещение из бюджета НДС по декларации за август 2007 года.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании, и не оспариваются инспекцией. В свою очередь свидетельствуют о том, что действия по возврату Обществу НДС в сумме 2 899 285 руб. 33 коп. должны были быть совершены налоговым органом в срок до 31.12.2007, поскольку на данную дату отсутствовали основания для проведения зачета в порядке, предусмотренном п. 6 статьи 78 и статьи 176 НК РФ, т.к. иное не следует из материалов дела и не доказано обратное инспекцией.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате налогоплательщику процентов и ненаправление этого решения органам казначейства для исполнения являются основаниями для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Поскольку в данном случае имело место неправомерное бездействие налогового органа, поэтому на несвоевременно возвращенную сумму НДС подлежат начислению проценты в соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК РФ.
Таким образом, бездействие инспекции, выразившееся в неуплате Обществу 297 107 руб. 95 коп. процентов за несвоевременный возврат 4 636 757 руб. 91 коп., налога на добавленную стоимость по декларации за август 2007 года подлежит признанию незаконным, поскольку противоречит положениям статьи 176 НК РФ.
С учетом положений части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения подлежит указанию на обязанность инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем совершения действий, направленных на возврат 297 107 руб. 95 коп. процентов в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ.
По результатам рассмотрения спора и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы Общества по уплате государственной пошлины при обращении с заявлением в арбитражный суд относятся на инспекцию с учетом следующих обстоятельств.
На основании Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная Обществом государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с инспекции как стороны по делу. Об этом говорится также в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Суд, руководствуясь статьями 110, 170 - 176, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

признать незаконным, как не соответствующее статье 176 Налогового кодекса Российской Федерации, бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, выразившееся в неуплате ЗАО "Росмет" 297 107 руб. 95 коп. процентов за несвоевременный возврат 4 636 757 руб. 91 коп. налога на добавленную стоимость по декларации за август 2007 года.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Росмет" путем совершения действий, направленных на возврат ЗАО "Росмет" 297 107 руб. 95 коп. процентов в порядке, предусмотренном статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску в пользу закрытого акционерного общества "Росмет" расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб., уплаченных по платежному поручению № 389 от 20.08.2008.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в месячный срок со дня его принятия.

Судья
А.П.ЛЕПЕХА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru