Законодательство
Архангельская область

Архангельская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2009 г. № 155-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ
В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 - 2012 ГОДАХ"

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р, в целях создания условий для появления новых участников на товарных рынках в Архангельской области Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие конкуренции в Архангельской области в 2010 - 2012 годах".
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области представлять в департамент экономического развития Архангельской области информацию о ходе реализации указанной программы:
ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
3. Рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области направлять в департамент экономического развития Архангельской области информацию о ходе реализации указанной программы:
ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
4. Департаменту экономического развития Архангельской области на основе анализа и обобщения информации представлять в Министерство экономического развития Российской Федерации доклад о ходе реализации указанной программы:
ежеквартально, в последний день месяца, следующего за отчетным кварталом;
ежегодно, до 20 февраля года, следующего за отчетным годом.
5. Департаменту экономического развития Архангельской области совместно с департаментом общественных связей Архангельской области и департаментом информационной политики Архангельской области обеспечить широкое обсуждение указанной программы с представителями общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, а также информационное сопровождение программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Архангельской области по вопросам экономического развития и финансам Д.А.Плетнева.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Архангельской области
И.Ф.МИХАЛЬЧУК





Утверждена
постановлением Правительства
Архангельской области
от 17.11.2009 № 155-пп

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2010 - 2012 ГОДАХ"

I. Введение

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики региона, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах экономически эффективным способом.
Региональная программа развития конкуренции в Архангельской области (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями, содержащимися в программе развития конкуренции в Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р.
Политика развития конкуренции является неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение условий экономического роста.
Программа разработана в соответствии со стратегией социально-экономического развития Архангельской области, одобренной распоряжением администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года № 278-ра/48.
Программа содержит краткую характеристику и оценку конкурентной среды на ключевых товарных рынках, основные меры для ее улучшения, определяет основные задачи по развитию конкуренции, в том числе в приоритетных отраслях, и целевые показатели, а также включает в себя план мероприятий по развитию конкуренции.
Программа предусматривает следующие направления развития конкуренции на товарных рынках:
сокращение административных и экономических барьеров, которые препятствуют и усложняют начало и ведение предпринимательской деятельности;
создание энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности;
расширение доступа к государственному заказу и иным ресурсам, правам, предоставляемым органами власти;
предотвращение и пресечение создания барьеров для передвижения товаров и торговли товарами между субъектами Российской Федерации.
Результатами успешного использования этих возможностей являются расширение уже имеющихся мощностей производства, появление новых бизнес-моделей, снижение издержек, повышение качества продукции (услуг), создание новых товаров, а также способов их производства и распространения.

II. Цели и задачи развития конкуренции
в Архангельской области

Конкурентная политика является инструментом реализации стратегии экономического развития Архангельской области до 2020 года.
Основная цель реализации Программы - создание эффективной конкурентной среды на товарных рынках Архангельской области, обеспечивающей:
рациональные структурные преобразования в экономике, формирование оптимальной специализации региона, достижение устойчивых конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках;
повышение эффективности функционирования местных рынков, их насыщение качественными и доступными массовому потребителю товарами и услугами, решение на этой основе острых экономических и социальных проблем, подъем предпринимательской активности и жизненного уровня населения;
внедрение цивилизованных форм конкурентной борьбы;
создание условий, способствующих изменению целей и механизмов государственного регулирования и контроля на конкурентных рынках и в отраслях с естественной монополией, отказу от прямого административного вмешательства в региональные экономические процессы, переориентации местных органов власти на выполнение функций в рамках традиционной сферы компетенции государства (охрана правопорядка, социальная защита и т.п.).
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
сокращение барьеров и инфраструктурных ограничений, препятствующих началу и ведению предпринимательской деятельности;
организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
развитие транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка.

III. Краткая характеристика и оценка конкурентной среды
на ключевых товарных рынках и описание основных мер
для ее улучшения

Архангельская область входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. По уровню доходов на душу населения область занимает 29 место среди регионов России. По уровню внутреннего регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения регион находится на 40 месте, на 24 процента отставая от среднего по России уровня. Темпы роста среднедушевого ВРП Архангельской области соответствуют среднему значению по Российской Федерации.
Наибольший вклад в ВРП Архангельской области вносят:
лесопромышленный комплекс, включая лесное хозяйство (17,1 процента);
транспорт и логистика (16,8 процента);
торговля (16,3 процента);
строительство (9,6 процента);
судостроение (4,2 процента).
Суммарно 5 крупнейших секторов экономики формируют около 2/3 всего ВРП Архангельской области.
Область богата природными ресурсами, прежде всего лесом и полезными ископаемыми. Доступ к морю открывает возможности для использования биологических ресурсов и освоения шельфа.
В последние годы в регионе наиболее быстрыми темпами развивались связь и телекоммуникации, а также машиностроение. Темпы роста этих секторов в 2005 - 2007 годах составили около 40 процентов в год. Также быстрой динамикой роста характеризовались промышленность строительных материалов (темпы роста в 2004 - 2007 годах - 36 процентов в год) и строительство (темпы роста в 2004 - 2007 годах - 35 процентов в год). Транспорт и логистика, туризм, научно-образовательный комплекс и торговля продемонстрировали средние темпы роста (20 процентов в год). Существенно более низкими темпами, чем в целом экономика региона, последние годы росли лесопромышленный комплекс (11 процентов), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12 процентов), рыболовство (10 процентов), пищевая промышленность (3 процента) и сельское хозяйство (3 процента).

Развитие конкуренции в сфере строительства

По данным муниципальных образований, в Архангельской области осуществляют деятельность около 252 организаций строительного комплекса (из них количество организаций по виду деятельности "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" - 16, по виду деятельности "Строительство" - 236, из которых к генеральным подрядчикам относятся 64 организации).
Более 90 процентов объема работ по строительству выполняют частные строительные организации.
В строительной деятельности значительное развитие получили малые предприятия, которые составляют более 41 процента от числа строительных организаций. В настоящее время доля малых предприятий с видом деятельности "Строительство" достигает 13 процентов от числа всех малых предприятий. Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, выполняют более 11 процентов общего объема работ по строительству.
Если в 2007 году наблюдался значительный спад объемов строительного производства (объем работ, выполненный по виду деятельности "Строительство", в 2007 году сократился на 51,6 процента по сравнению с предыдущим 2006 годом и составил 14 694,1 млн. рублей), то в 2008 году объем работ составил уже 24 483,7 млн. рублей, или 134,3 процента по сравнению с 2007 годом.
В стоимость этих работ включены работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.
В 2008 году введено 1181 здание жилого и нежилого назначения, что на 37,8 процента больше, чем в 2007 году. Их общий строительный объем составил 1495,6 тыс. куб. метров (130 процентов к предыдущему году), общая площадь - 365,0 тыс. кв. метров (131,6 процента к предыдущему году).
Индекс цен строительно-монтажных работ на конец 2008 года составил 98,5 процента. Средняя стоимость строительства 1 кв. метра жилья в г. Архангельске в 2008 году составила 38,8 тыс. рублей (108,6 процента по сравнению с 2007 годом).
Одна из причин высокой стоимости строительства - высокие обременения, которые несут застройщики, выполняя задания технических условий на технологическое присоединение к инженерным сетям.
Производственные мощности строительных организаций использовались в среднем на 66 процентов. Средний уровень обеспеченности финансированием в 2008 году составлял 3 - 4 месяца, заказами - 5 - 6 месяцев.
Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, по-прежнему остаются высокий уровень налогов, на который указывали 46 процентов опрошенных руководителей в начале и 49 процентов в конце 2008 года, конкуренция со стороны других строительных фирм (50 процентов в начале 2008 года и 38 процентов в конце 2008 года), а также высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (47 процентов и 46 процентов соответственно).
В условиях кризисных явлений замедление объемов производства работ привело к снижению спроса на строительные материалы (в первую очередь на цемент и некоторые другие виды продукции), что не позволяет предприятиям этой отрасли промышленности работать на полную мощность.
Согласно мониторингу строительной отрасли региона, проводимому департаментом строительства Архангельской области, основная масса предприятий старается удержаться на рынке товаров, работ и услуг. Для этого необходимо (насколько станет возможным) сохранить как кадровый потенциал, так и производственную базу.
В отсутствие достаточного количества собственных оборотных средств организациям стройкомплекса нужны заемные ресурсы, а на данном этапе доступ к ним ограничен. Сегодня зафиксированы случаи отказа банков в выдаче кредитов предприятиям, остро нуждающимся в пополнении оборотных средств, по причине неперспективности данной отрасли.
Влияние кризисных процессов, происходящих в мировой экономике, и их негативных последствий ощутимо начало сказываться в строительной отрасли региона уже в конце прошлого года, что выразилось, в первую очередь, в снижении объемов строительно-монтажных работ. Основная причина - неплатежеспособность заказчиков, с которыми заключены договоры. В этой ситуации необходимы индивидуальный подход к проблемам организаций строительного комплекса и разработка конкретных мер поддержки организаций, в том числе с участием средств федерального, областного и местного бюджетов.
Особенность развития строительной отрасли в нашем регионе состоит в том, что организации стройкомплекса в немалой степени зависят от муниципального и государственного заказа.
Несмотря на кризисные явления в мировой и региональной экономике, реализация областной инвестиционной программы и целевых программ, финансируемых в форме капитальных вложений, продолжится. Финансирование по-прежнему будет осуществляться по объектам в различных отраслях и районах области.
Финансирование объектов областной адресной инвестиционной программы за счет средств областного и местных бюджетов позволит привлечь средства федерального бюджета.
Кроме того, необходимо продолжить привлечение средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для строительства жилья или покупки готового жилья у строительных организаций для расселения граждан из аварийного жилищного фонда. Этот механизм является инструментом прямых государственных инвестиций, направленных на сохранение отрасли.
В качестве мер, стимулирующих развитие конкуренции в данном сегменте, может быть налоговое стимулирование, осуществляемое через экономически обоснованную систему налоговых льгот и иных преференций. Эти меры, как правило, позволяют за счет снижения налогового бремени компенсировать финансовые потери, возникающие в результате осуществления основной деятельности строительных организаций, а также направлять освобождающиеся средства в определенные инвестиционные проекты, что увеличивает количество субъектов, действующих на данном рынке. В частности для организаций, осуществляющих строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры, мерой налогового стимулирования могут быть "налоговые каникулы" по налогу на прибыль - то есть строительные организации при осуществлении данных работ должны освобождаться от уплаты налога на прибыль на период строительного процесса, который должен быть определен исходя из установленных сроков строительства объекта.
Для обеспечения достоверности расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, реального составления смет в строительстве и завершения реализации реформы сметного ценообразования и нормирования в строительстве необходимо организовать и обеспечить приведение региональной территориальной сметно-нормативной базы в соответствие с федеральным эталоном, завершить создание механизма сметного ценообразования в строительстве для региона.
В целях поддержания отрасли в условиях кризиса и обеспечения конкуренции необходимо планомерно реализовывать программу, направленную на оздоровление ситуации в строительном комплексе. Кроме того, в связи с отменой лицензирования в строительной сфере следует завершить создание механизма саморегулирования в сфере строительства на территории Архангельской области.
В целях обеспечения деятельности организаций, осуществляющих строительство жилья, необходимо продолжить реализацию соответствующих программных мероприятий, обеспечивающих привлечение бюджетных средств и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в строительную отрасль.

Развитие конкуренции в сфере автотранспортных услуг

На территории Архангельской области автомобильными перевозками занимаются свыше 30 автотранспортных предприятий общего пользования и более 2 тысяч ведомственных автохозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Согласно статистическим данным, предприятия с количеством транспорта до 9 единиц составляют 69 процентов, от 10 до 24 единиц - 19 процентов, свыше 100 единиц - менее одного процента. Таким образом, около 90 процентов автопредприятий Архангельской области имеют количество транспорта до 24 единиц, и именно они в значительной мере формируют рынок транспортных услуг.
Ключевыми факторами, препятствующими развитию конкуренции, и основными барьерами доступа новых предпринимателей на рынок пассажирских перевозок Архангельской области являются следующие:
1) сложившийся к настоящему времени состав участников перевозочного процесса (на протяжении долгого времени основными участниками рынка услуг по перевозке пассажиров являются несколько крупных предприятий и индивидуальных предпринимателей, новым участникам перевозочного процесса приходится корректировать свою работу с учетом их работы);
2) отсутствие законодательства на федеральном уровне, стимулирующего развитие конкуренции в сфере перевозки пассажиров.
В настоящее время проходит процедуру согласования и подписания проект федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации", определяющий в том числе требования по обеспечению конкуренции при организации регулярных перевозок.
В целях сокращения административных барьеров и повышения качества работы с физическими и юридическими лицами, создания комфортных условий для участников рынка, развития конкуренции в сфере перевозок пассажиров департамент транспорта и связи Архангельской области предоставляет государственную услугу "Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Архангельской области".
Конечным результатом предоставления государственной услуги является заключение договора с перевозчиком на выполнение межмуниципальных пассажирских перевозок.
Также постоянно организуется проведение консультаций с представителями Ассоциации автотранспортников Архангельской области, комитетом профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации с целью выявления и устранения препятствий при осуществлении предпринимательской деятельности.
Для повышения информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления департаментом транспорта Архангельской области проводятся следующие мероприятия:
публикация всех нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации пассажирских перевозок в регионе, на официальном сайте Правительства Архангельской области (www.dvinaland.ru) и официальном сайте департамента транспорта и связи Архангельской области (www.transdep.ru);
размещение электронных версий документов, необходимых участникам перевозочного процесса для подачи заявления на предоставление государственной услуги "Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) на территории Архангельской области";
предоставление безвозмездных консультаций перевозчикам по процедуре предоставления государственной услуги.
На рынке пассажирских автотранспортных услуг действуют незаконные (так называемые "нелегальные" или "бездоговорные") перевозчики, вносящие хаос в перевозочный процесс. В результате перевозчики, которые работают на законных основаниях (оформившие паспорта маршрутов и договоры с органами власти, взявшие обязательства по соблюдению расписаний движения, контролю за их выполнением, по повышению культуры и качества услуг), находятся не в равных конкурентных условиях.
Исключение работы незаконных перевозчиков позволит:
устанавливать равные условия конкуренции между перевозчиками;
определять органам местного самоуправления и органам власти субъектов Федерации условия, позволяющие повышать качество перевозок при сдерживании тарифов на услуги общественного транспорта и без компенсаций перевозчикам убытков, вызванных хаосом в пассажирских перевозках.
Установление условий равной конкуренции в сфере пассажирских перевозок в автотранспортном комплексе может быть достигнуто за счет корректировки действующего федерального законодательства.

Развитие конкуренции в сфере лесного комплекса

Лесной фонд Архангельской области расположен в таежной зоне Северо-Западной части Европы.
Лесистость территории (без островов Белого моря, Северного Ледовитого океана и Новой Земли) составляет 77,9 процента. Лесопокрытая площадь насчитывает 22,4 млн. гектаров, в том числе в ведении региона - 21,9 млн. гектаров. Общая площадь земель лесного фонда составляет 29,1 млн. гектаров, из них эксплуатационные леса - 21,4 млн. гектаров (74 процента), в том числе в ведении области - 21,3 млн. гектаров, защитные леса - 7,7 млн. гектаров (26 процентов), в том числе в ведении региона - 7,1 млн. гектаров.
Общий запас основных лесообразующих пород по лесам, находящимся в ведении Архангельской области, составляет 2,5 млрд. куб. метров, из них хвойных - 2,1 млрд. куб. метров, в их числе в спелых и перестойных насаждениях - 1,7 млрд. куб. метров (67 процентов). Хвойные насаждения составляют в запасе 83 процента, из которых более 68 процентов - ель.
Ежегодная расчетная лесосека составляет 21,8 млн. куб. метров, в том числе по хвойному хозяйству - 13,9 млн. куб. метров.
Основу лесного комплекса Архангельской области, по данным на 1 января 2009 года, составили 290 предприятий, в том числе по видам экономической деятельности: лесозаготовки - 157, обработка древесины и производство изделий из дерева - 127, производство целлюлозно-бумажной древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 5, производство фанеры - 1.
Предприятия лесопромышленного комплекса на территории области размещены неравномерно. Основные центры деревопереработки находятся в трех лесосырьевых районах - в центральном (г. Архангельск), южном (г. Коряжма) и западном (г. Онега).
На территории региона функционирует 6 вертикально интегрированных структур, в состав которых входят крупные лесоперерабатывающие предприятия и обеспечивающие их сырьем лесозаготовительные предприятия.
Уровень развития малого предпринимательства гораздо ниже в сравнении с другими лесными регионами. На малых предприятиях производится около 5 процентов от общего объема лесопромышленной продукции. Наиболее широко малые предприятия представлены в производстве столярно-строительных изделий. В последнее время растет их доля в производстве мебели. Более медленными темпами увеличивается доля малых предприятий в лесозаготовках. Показатели экономической эффективности работы малых предприятий остаются низкими по сравнению с крупными и средними предприятиями.
Основные проблемы лесопромышленного комплекса Архангельской области имеют как общеотраслевой характер, так и региональные особенности:
1. Недостаток сырья, связанный с неразвитостью дорожной инфраструктуры и постепенным истощением хвойных пород древесины. Существует также потенциальная угроза потери сырьевой базы в междуречье Северной Двины и Пинеги в связи с ослаблением и усыханием спелых и перестойных ельников.
2. Неразвитость транспортной инфраструктуры.
По показателю густоты железных дорог Архангельская область занимает одно из последних мест в Северо-Западном федеральном округе. На 1000 кв. километров территории региона приходится только 12,7 километра дорог общего пользования с твердым покрытием (вместе с НАО). Несколько районных центров до сих пор не связаны автодорогой с г. Архангельском. Недостаточная плотность лесных и лесовозных дорог делает недоступными для лесозаготовок наиболее качественные лесные массивы. В условиях низкой плотности автомобильных и железных дорог ключевую роль при транспортировке леса играют речные пути. Однако недостаточное финансирование дноуглубительных работ не позволяет более широко использовать реки Архангельской области.
3. Низкая конкурентоспособность производителей продукции лесной отрасли. Целый ряд лесопродукции лишь в отдельных случаях является продуктом конечного потребления. В большинстве случаев предприятия производят сырье для дальнейшей переработки. Кроме того, количество сертифицированной продукции, производимой на территории региона, гораздо ниже спроса зарубежного рынка на экологически сертифицированные лесные товары.
4. Несовершенство законодательной базы в сфере лесопользования.
Федеральным законом от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" прекращено проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительным случаям, устанавливаемым законами субъектов Российской Федерации. Областным законом от 27 июня 2007 года № 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" одним из исключительных случаев являлась переработка древесины на территории региона, под которую резервировались и выставлялись на соответствующий аукцион лесные участки. Основными участниками аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений выступали представители малого бизнеса. Приведение областного закона в соответствие с федеральным законом привело к ограничению доступа к лесным ресурсам малых предприятий и предпринимателей, так как использование лесов по договорам аренды требует дополнительных финансовых затрат и является нерентабельным для малого бизнеса.
5. Высокий уровень износа материально-технической базы лесной отрасли, использование устаревших технологий.
На лесозаготовках применяются как традиционные технологические процессы и системы машин, основанные на вывозке леса в хлыстах или целыми деревьями, так и системы машин, основанные на раскряжевке хлыстов деревьев непосредственно в лесосеке, с последующей транспортировкой сортиментов на погрузочные пункты форвардерами, на раскряжевке хлыстов деревьев на верхних складах при сортиментной вывозке древесины. Техническое перевооружение лесозаготовительной деятельности осуществляется в направлении перехода от хлыстового способа заготовки к сортиментным, для чего приобретаются харвестеры и форвардеры. Возможность приобрести подобные лесозаготовительные комплексы имеют в основном крупные и средние предприятия.
Технический уровень лесопильного производства характеризуется значительной технологической отсталостью. На большинстве предприятий в качестве головного оборудования используются двухэтажные и одноэтажные рамы и частично агрегатные установки по производству пиломатериалов и технологической щепы. Применяемые технология и оборудование характеризуются низким уровнем производительности и механизации труда. На многих предприятиях требуют замены сушильные мощности. Модернизацию производства проводят лишь некоторые крупные и средние деревообработчики. Технический уровень целлюлозно-бумажных предприятий Архангельской области характеризуется более высокими показателями вследствие постоянно проводимой модернизации оборудования и совершенствования технологических процессов.
6. Слабость кадрового потенциала, связанная со старением кадров, дефицитом рабочих профессий и менеджеров среднего звена.
Значительного обновления требует также материально-техническая база отраслевых учебных заведений начального и среднего профессионального образования.
7. Слабая инновационная деятельность, недостаточное научное обеспечение.
В Архангельской области практически исчезла серьезная отраслевая наука, которая ранее была представлена рядом организаций.
Кроме того, в настоящее время происходит падение объемов производства предприятий лесопромышленного комплекса, прямым образом связанное со сложившейся на мировых рынках ситуацией. Экспортно-ориентированный лесопромышленный комплекс в условиях мирового финансового кризиса оказался в наиболее тяжелой ситуации из всех отраслей экономики области.
Падение цен на экспортную лесобумажную продукцию, проблемы с ее реализацией, рост тарифов на железнодорожные перевозки, прекращение кредитования банковскими организациями привели к отсутствию источников финансирования у переработчиков, что отрицательным образом сказалось на объемах переработки и заготовки древесины, а также на финансовом состоянии предприятий.
Все перечисленные проблемы ведут к снижению привлекательности лесной отрасли и, соответственно, сокращению доли конкурирующих предприятий на рынке лесобумажной продукции.
Развитие конкуренции в лесопромышленном комплексе предполагает решение следующих задач:
обеспечение равного доступа предприятий и предпринимателей к лесным ресурсам Архангельской области;
оказание государственной поддержки предприятиям и предпринимателям, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
развитие лесной инфраструктуры;
развитие глубокой переработки древесины и производства продукции лесной отрасли с высокой добавочной стоимостью;
поиск новых рынков сбыта лесобумажной продукции, производимой на территории региона.

Развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Рынок жилищно-коммунальных услуг представляет собой смешанный тип рынка, то есть состоит из конкурентных и монопольных секторов.
К конкурентному сектору относятся организации, оказывающие жилищные услуги (управление многоквартирными домами, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, вывоз мусора).
Монопольный сектор представлен организациями коммунального комплекса, осуществляющими деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, электро- и газоснабжению.
Состояние конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и их обслуживанию в Архангельской области характеризуется достаточной степенью развитости.

]]>
│           5. Мероприятия, направленные на повышение информационной прозрачности           │
│               деятельности органов власти и органов местного самоуправления               │
├───┬─────────────────────────────────────────────┬────────────────┬────────────────────────┤
│37 │Модернизация и обеспечение работы            │2010 - 2012 гг.,│департамент             │
│   │официального интернет-портала Правительства  │ ежеквартально  │информационной политики │
│   │Архангельской области                        │                │Архангельской области   │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│38 │Создание и развитие портала госуслуг для     │2009 - 2012 гг.,│аппарат администрации   │
│   │размещения регламентов предоставления услуг  │ ежеквартально  │Архангельской области   │
│   │органов исполнительной власти Архангельской  │                │                        │
│   │области                                      │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│39 │Реализация пилотного проекта                 │2009 - 2012 гг.,│аппарат администрации   │
│   │"Совершенствование организации и             │ ежеквартально  │Архангельской области,  │
│   │осуществления государственного контроля      │                │исполнительные органы   │
│   │(надзора), муниципального контроля и защиты  │                │государственной власти  │
│   │прав юридических лиц и индивидуальных        │                │Архангельской области   │
│   │предпринимателей при осуществлении           │                │                        │
│   │государственного контроля (надзора),         │                │                        │
│   │муниципального контроля в Архангельской      │                │                        │
│   │области", в том числе:                       │                │                        │
│   │1) разработка и утверждение административных │                │                        │
│   │регламентов проведения проверок              │                │                        │
│   │при осуществлении государственного контроля  │                │                        │
│   │(надзора) и муниципального контроля;         │                │                        │
│   │2) проведение обучающих семинаров            │                │                        │
│   │для сотрудников исполнительных органов       │                │                        │
│   │государственной власти и органов местного    │                │                        │
│   │самоуправления по вопросам обоснованности    │                │                        │
│   │применения положений законодательства        │                │                        │
│   │о государственном контроле (надзоре)         │                │                        │
│   │и муниципальном контроле;                    │                │                        │
│   │3) разработка методики оценки затрат граждан │                │                        │
│   │и организаций на преодоление административных│                │                        │
│   │барьеров;                                    │                │                        │
│   │4) оценка затрат граждан и организаций       │                │                        │
│   │на преодоление административных барьеров     │                │                        │
│   │и оценки социально-экономического эффекта    │                │                        │
│   │при их устранении                            │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│40 │Размещение на официальном сайте департамента │  III квартал   │департамент транспорта  │
│   │транспорта и связи Архангельской области     │    2010 г.     │и связи Архангельской   │
│   │информации для перевозчиков и граждан        │                │области                 │
│   │о правилах и основаниях оказания населению   │                │                        │
│   │транспортных услуг в автобусных              │                │                        │
│   │межмуниципальных сообщениях, о расписаниях   │                │                        │
│   │движения автобусов регулярных                │                │                        │
│   │межмуниципальных сообщений перевозчиков всех │                │                        │
│   │форм собственности                           │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│41 │Внедрение и ведение проекта инвестиционного  │2010 - 2012 гг.,│департамент             │
│   │портала Архангельской области в сети Интернет│ ежеквартально  │экономического развития │
│   │с целью формирования единого информационного │                │Архангельской области   │
│   │пространства Архангельской области в сфере   │                │                        │
│   │инвестиционной деятельности, обеспечения     │                │                        │
│   │оперативного доступа потенциальных инвесторов│                │                        │
│   │и соискателей инвестиций к информации об     │                │                        │
│   │инвестиционных идеях, проектах и площадках,  │                │                        │
│   │возможных для реализации на территории       │                │                        │
│   │Архангельской области, в том числе и         │                │                        │
│   │инновационной направленности, нормативных    │                │                        │
│   │документах, действующих в сфере инвестиций   │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│42 │Разработка регламента исполнения             │   I квартал    │департамент             │
│   │Правительством Архангельской области         │    2010 г.     │экономического развития │
│   │государственной функции оказания             │                │Архангельской области   │
│   │информационно-консультационного содействия   │                │                        │
│   │инвесторам и соискателям инвестиций          │                │                        │
│   │в Архангельской области                      │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│43 │Размещение информации о ежегодном плане      │2010 - 2012 гг.,│департамент             │
│   │выставочно-ярмарочной деятельности           │  I квартал -   │экономического развития │
│   │Архангельской области на официальном сайте   │    ежегодно    │Архангельской области,  │
│   │Правительства Архангельской области          │                │исполнительные органы   │
│   │                                             │                │государственной власти  │
│   │                                             │                │Архангельской области   │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│44 │Организация видеотрансляций в сети Интернет  │   I квартал    │департамент             │
│   │открытых аукционов по реализации госзаказов  │    2010 г.     │по конкурентной политике│
│   │на поставку товаров и услуг                  │                │Архангельской области   │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│45 │Подготовка и выпуск справочника "Поставщик   │   I квартал    │департамент             │
│   │продукции для государственных нужд           │    2010 г.     │по конкурентной политике│
│   │Архангельской области"                       │                │Архангельской области   │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│46 │Подготовка и выпуск печатного периодического │2010 - 2012 гг.,│департамент             │
│   │специализированного издания, посвященного    │ ежеквартально  │экономического развития │
│   │развитию малого и среднего                   │                │Архангельской области   │
│   │предпринимательства в Архангельской области  │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│47 │Создание единого регионального               │   I квартал    │департамент             │
│   │информационного ресурса о мерах              │    2010 г.     │экономического развития │
│   │государственной поддержки малого и среднего  │                │Архангельской области   │
│   │бизнеса на базе Архангельского регионального │                │                        │
│   │бизнес-инкубатора и муниципальных            │                │                        │
│   │информационно-консультационных центров       │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│48 │Публикация на сайте администрации            │2010 - 2012 гг.,│департамент             │
│   │Архангельской области нормативных правовых   │ ежеквартально  │экономического развития │
│   │актов органов исполнительной власти и органов│                │Архангельской области,  │
│   │местного самоуправления, регулирующих        │                │исполнительные органы   │
│   │вопросы, связанные с ведением бизнеса        │                │государственной власти  │
│   │                                             │                │Архангельской области   │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│49 │Публикация в периодических изданиях          │2010 - 2012 гг.,│департамент             │
│   │информационных материалов, статей,           │ ежеквартально  │экономического развития │
│   │посвященных проблемам и достижениям          │                │Архангельской области   │
│   │в развитии предпринимательства, организация  │                │                        │
│   │специальных радио- и телевизионных программ, │                │                        │
│   │роликов по пропаганде достижений             │                │                        │
│   │предпринимательства                          │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│50 │Организация обучения лиц, имеющих намерение  │2010 - 2011 гг.,│департамент             │
│   │осуществлять деятельность по управлению      │  IV квартал,   │топливно-энергетического│
│   │многоквартирными домами                      │    ежегодно    │комплекса и             │
│   │                                             │                │жилищно-коммунального   │
│   │                                             │                │хозяйства Архангельской │
│   │                                             │                │области                 │
├───┴─────────────────────────────────────────────┴────────────────┴────────────────────────┤
│   6. Антимонопольное регулирование применительно к полномочиям антимонопольного органа,   │
│    определенным законодательством Российской Федерации, в целях реализации Программы,     │
│                             контрольно-надзорные мероприятия                              │
├───┬─────────────────────────────────────────────┬────────────────┬────────────────────────┤
│51 │Проведение проверок по соблюдению            │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │хозяйствующими субъектами требований         │    действия    │России (по согласованию)│
│   │антимонопольного законодательства,           │   Программы    │                        │
│   │запрещающих создание необоснованных          │                │                        │
│   │препятствий предпринимательской деятельности,│                │                        │
│   │осуществление согласованных действий,        │                │                        │
│   │препятствующих развитию конкуренции          │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│52 │Осуществление антимонопольного контроля      │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │за действиями предприятий, занимающих        │    действия    │России (по согласованию)│
│   │доминирующее положение на товарных рынках,   │   Программы    │с привлечением          │
│   │в целях недопущения установления ими         │                │департамента по тарифам │
│   │монопольно высоких, низких цен, изъятия      │                │и ценам Архангельской   │
│   │товаров из обращения и иных действий,        │                │области                 │
│   │противоречащих законодательству              │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│53 │Осуществление государственного контроля      │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │за соглашениями хозяйствующих субъектов -    │    действия    │России (по согласованию)│
│   │участников товарных рынков в порядке,        │   Программы    │                        │
│   │предусмотренном статьей 35 Федерального      │                │                        │
│   │закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ         │                │                        │
│   │"О защите конкуренции"                       │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│54 │Изучение и осуществление мониторингов        │согласно приказу│Архангельское УФАС      │
│   │товарных рынков                              │ ФАС России от  │России (по согласованию)│
│   │в том числе:                                 │06.02.2008 № 28 │                        │
│   │1) оптовой и розничной реализации бензина    │    2010 г.     │                        │
│   │автомобильного и дизельного топлива          │                │                        │
│   │2) рынок услуг по хранению нефтепродуктов    │    2010 г.     │                        │
│   │3) рынок услуг по управлению многоквартирными│    2010 г.     │                        │
│   │домами                                       │                │                        │
│   │4) рынок образовательных услуг в сфере       │    2010 г.     │                        │
│   │профессионального высшего образования        │                │                        │
│   │5) рынок услуг по предоставлению             │    2010 г.     │                        │
│   │в пользование кабельной канализации          │                │                        │
│   │для прокладки кабелей связи                  │                │                        │
│   │6) рынок маршрутных пассажирских перевозок   │    2010 г.     │                        │
│   │автотранспортом (внутригородские,            │                │                        │
│   │межмуниципальные, межсубъектные)             │                │                        │
│   │7) рынок авиаперевозок пассажиров            │    2010 г.     │                        │
│   │на внутренних воздушных линиях Российской    │                │                        │
│   │Федерации                                    │                │                        │
│   │8) рынок производства и реализации круглых   │    2010 г.     │                        │
│   │лесоматериалов; срок исполнения              │                │                        │
│   │9) рынок добычи и реализации водных          │    2010 г.     │                        │
│   │биоресурсов (рыбы), срок исполнения          │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│55 │Создание равных возможностей хозяйствования  │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │на товарных рынках путем организации         │    действия    │России (по согласованию)│
│   │эффективного контроля за предоставлением     │   Программы    │                        │
│   │государственных льгот и иных видов           │                │                        │
│   │государственных и муниципальных преференций  │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│56 │Контроль за соблюдением исполнительными      │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │органами государственной власти Архангельской│    действия    │России (по согласованию)│
│   │области и органами местного самоуправления   │   Программы    │                        │
│   │порядка заключения договоров (аренды,        │                │                        │
│   │безвозмездного пользования и др.) в отношении│                │                        │
│   │государственного и муниципального имущества  │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│57 │Проведение проверок на предмет соблюдения    │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │органами власти Архангельской области и      │    действия    │России (по согласованию)│
│   │органами местного самоуправления требований  │   Программы    │                        │
│   │антимонопольного законодательства,           │                │                        │
│   │запрещающих создание необоснованных          │                │                        │
│   │препятствий осуществлению предпринимательской│                │                        │
│   │деятельности при лицензировании,             │                │                        │
│   │аккредитации, сертификации продукции,        │                │                        │
│   │в том числе фармацевтической деятельности    │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│58 │Обеспечение взаимодействия УВД               │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │по Архангельской области с Архангельским УФАС│    действия    │России (по согласованию)│
│   │России по вопросам выявления согласованных   │   Программы    │                        │
│   │действий среди хозяйствующих субъектов,      │                │                        │
│   │в том числе сговоров на торгах               │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│59 │Контроль за обеспечением равного доступа     │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │к ограниченным бюджетным ресурсам при        │    действия    │России (по согласованию)│
│   │размещении государственных и муниципальных   │   Программы    │                        │
│   │заказов                                      │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│60 │Проведение внеплановых проверок с целью      │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │выявления нарушений при размещении           │    действия    │России (по согласованию)│
│   │государственных и муниципальных заказов в    │   Программы    │                        │
│   │соответствии с действующим законодательством │                │                        │
│   │о размещении заказов                         │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│61 │Выявление и пресечение фактов                │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │недобросовестной конкуренции среди           │    действия    │России (по согласованию)│
│   │хозяйствующих субъектов, работающих          │   Программы    │                        │
│   │на товарных рынках                           │                │                        │
├───┼─────────────────────────────────────────────┼────────────────┼────────────────────────┤
│62 │Осуществление контроля за проведением        │    в период    │Архангельское УФАС      │
│   │органами местного самоуправления конкурсов   │    действия    │России                  │
│   │по выбору компаний для управления            │   Программы    │(по согласованию),      │
│   │многоквартирными домами                      │                │департамент             │
│   │                                             │                │топливно-энергетического│
│   │                                             │                │комплекса и             │
│   │                                             │                │жилищно-коммунального   │
│   │                                             │                │хозяйства Архангельской │
│   │                                             │                │области                 │
└───┴─────────────────────────────────────────────┴────────────────┴────────────────────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru