Законодательство
Архангельская область

Архангельская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2009 г. по делу № А05-5980/2008

Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 марта 2009 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бабичева О.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тюпиным А.Н.,
рассмотрев 18 марта 2009 года в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "АКРиС"
к Департаменту по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мэрии города Архангельска,
о признании незаконными действий,
при участии в заседании представителей:
заявителя - Сосновского Н.В. (генеральный директор), Сосновского Д.Н. (по доверенности от 31.01.2008), Зайнулина В.Г. (по доверенности от 09.06.2008 № 381),
ответчика - Семушиной А.Г. (по доверенности от 19.06.2008 № 4835),
третьего лица - Буракова В.М. (по доверенности от 03.09.2008 № 002-38/1010),

установил:

закрытое акционерное общество "АКРиС" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (далее - Департамент, ответчик) с требованием о признании незаконными действий Департамента по установлению Обществу на 2008 год арендной платы по договору аренды земельного участка от 17.08.1999 № 1/4410(о) в размере 251 942 руб., выразившихся в направлении заявителю расчета размера арендной платы за землю на 2008 год (исх. № 813 от 12.02.2008).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.07.2008, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 требования Общества удовлетворены. Суд признал незаконными действия Департамента по установлению заявителю на 2008 год арендной платы по договору аренды земельного участка от 17.08.1999 № 1/4410(о) в размере 251 942 руб., выразившиеся в направлении Обществу расчета размера арендной платы за землю на 2008 год (исх. № 813 от 12.02.2008).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2009 указанные решение от 28.07.2008 и постановление от 06.10.2008 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При новом рассмотрении дела представители заявителя в судебном заседании указанные выше требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Ответчик представил письменный отзыв на заявление, в котором требования Общества не признал, сославшись на законность оспариваемых действий.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление и доводы, изложенные в апелляционной и кассационной жалобах.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мэрия города Архангельска (далее - Мэрия) письменный отзыв на заявление представила.
Представитель Мэрии в судебном заседании с требованиями Общества не согласился, поддержав доводы ответчика и доводы, изложенные в апелляционной и кассационной жалобах.
Из материалов дела следует, что постановлением мэра города Архангельска от 11.03.1994 № 94/3 (далее - постановление от 11.03.1994 № 94/3) Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования в Октябрьском территориальном округе города Архангельска предоставлены земельные участки площадью 0,23 га (расположен по адресу: г. Архангельск, улица Суворова, 9, корпус 3) и площадью 0,17 га (расположен по адресу: г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, 126), заключен договор о землепользовании от 11.03.1994 № 1/80(о) (далее - договор о землепользовании № 1/80(о)).
В соответствии с распоряжением первого заместителя Мэра города Архангельска от 17.08.1999 № 418/1р (далее - распоряжение от 17.08.1999 № 418/1р) земельные участки, переданные Обществу в постоянное (бессрочное) пользование постановлением от 11.03.1994 № 94/3, изъяты (пункт 1 распоряжения от 17.08.1999 № 418/1р). Этим же пунктом указанного распоряжения земельный участок площадью 0,0111 по адресу: г. Архангельск, улица Суворова, 9, корпус 3 переведен в состав земель общего пользования.
Также распоряжением от 17.08.1999 № 418/1р (пункт 3) заявителю в аренду на 49 лет переданы земельные участки в Октябрьском территориальном округе города Архангельска: площадью 0,2189 га по ул. Суворова, 9, корп. 3 и площадью 0,1858 га по пр. Советских космонавтов, 126.
На основании распоряжения от 17.08.1999 № 418/1р между Мэрией и заявителем 17.08.1999 заключен договор № 1/440(о) аренды земельного участка (далее - договор от 17.08.1999). По этому договору Мэрия (по договору - арендодатель) предала Обществу (по договору - арендатор) в аренду на 49 лет земельные участки в Октябрьском территориальном округе города Архангельска общей площадью 0,4047 га для эксплуатации зданий производственного назначения, то есть земельные участки, указанные в пункте 3 распоряжения от 17.08.1999 № 418/1р - площадью 0,2189 га и площадью 0,1858 га, общая площадь которых составляет 0,4047 га (0,2189 га + 0,1858 га).
Впоследствии, распоряжениями первого заместителя мэра города Архангельска от 05.12.2003 № 1262/1р и № 1262/2р "О предоставлении земельного участка ЗАО "АКРиС" Обществу в аренду на 49 лет предоставлены земельные участки площадью 0,0927 га (расположен по адресу: проспект Советских космонавтов, 126) и площадью 0,1037 га (расположен по адресу: улица Суворова, 9, корпус 3) соответственно.
Этими же распоряжениями абзацы 2 и 3 пункта 3 распоряжения от 19.08.1999 № 418/1р о предоставлении Обществу в аренду на 49 лет земельных участков площадью 0,2189 га и 0,1858 га в Октябрьском территориальном округе признаны утратившими силу.
09.02.2004 сторонами договора от 17.08.1999 заключено дополнительное соглашение к этому договору, которым в него (договор) внесены изменения и дополнения. В частности названным соглашением стороны условились изменить пункт 1.1 договора. В соответствии с этими изменениями заявителю в аренду переданы земельные участки в Октябрьском территориальном округе города Архангельска общей площадью 0,1964 га согласно распоряжениям Мэра города Архангельска от 05.12.2003 № 1262/1р и № 1262/2р (0,0927 га + 0,1037 га = 0,1964 га). Договор от 17.08.1999 и соглашение к этому договору от 08.02.2004 в установленном порядке зарегистрированы органами Федеральной регистрационной службы.
В связи с тем, что с 04.09.2007 вступил в силу закон Архангельской области от 18.04.2007 № 340-17-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории областного центра Архангельской области - города Архангельска", в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области - Департаментом по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области, учитывая постановление главы администрации Архангельской области от 26.03.2007 № 48-па "Об утверждении Положения о департаменте по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области", принимая во внимание постановление администрации Архангельской области № 145-па от 30.07.2007 "О закреплении за Департаментом по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области администрирования поступлений от использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории областного центра Архангельской области - города Архангельска", лица, участвующие в деле исходят из того, что с 04.09.2007 арендодателем по договору от 17.08.1999 является Департамент.
Пунктом 5.4 договора от 17.08.1999 установлена возможность изменения размера аренной платы по договору арендодателем в одностороннем порядке, без подписания дополнительного соглашения к договору, путем направления арендатору письменного уведомления.
Департамент, реализуя закрепленное в пункте 5.4 договора от 17.08.1999 право на одностороннее изменение размера арендной платы, направил заявителю расчет размера арендной платы за землю на 2008 год (исх. № 813 от 12.02.2008). В этом расчете Департамент рассчитал арендную плату по договору от 17.08.1999 на 2008 год на основании Положения об арендной плате за использование расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 11 февраля 2008 года № 20-па/2 в размере 251 942 руб. При этом Департаментом не были учтены нормы, содержащиеся в пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ).
Изложенные фактические обстоятельства дела подтверждаются представленными в дело доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Заявитель, обратившись в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле, полагает, что действия Департамента по установлению Обществу на 2008 год арендной платы по договору от 17.08.1999 в размере 251 942 руб. (выразившиеся в направлении заявителю расчета размера арендной платы за землю на 2008 год (исх. № 813 от 12.02.2008)) не соответствуют положениям Федерального закона № 137-ФЗ, чем нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагают на Общество обязанность уплачивать арендную плату за арендуемые земельные участки в размере большем, чем это установлено Федеральным законом № 137-ФЗ. Общество полагает, что в 2008 году размер арендной платы за арендованные по договору от 17.08.1999 земельные участки должен составлять в пределах двух процентов кадастровой стоимости этих земельных участков.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к подведомственности арбитражного суда относятся споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из указанных законоположений, ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления могут быть признаны арбитражным судом незаконными лишь при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При разрешении настоящего спора суд пришел к выводу о том, что заявителем не представлены доказательства несоответствия оспариваемых действий ответчика требованиям действующего законодательства, а также нарушения этими действиями ответчика прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно принципу платности использования земли, закрепленному Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Формами платы за землю в зависимости от категории землепользователей, оснований владения и пользования землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Плату в форме земельного налога вносят собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, с которых в соответствии со статьей 65 упомянутого Кодекса взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения ответчиком оспариваемых действий) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 указанного Кодекса. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При разрешении настоящего спора суд находит обоснованным довод Департамента и Мэрии о том, что земельные участки, которые в настоящее время в соответствии с договором от 17.08.1999 (в редакции соглашения к этому договору от 09.02.2004) находятся в аренде у Общества являются не теми земельными участками, которые в соответствии с постановлением от 11.03.1994 № 94/3 и договором о землепользовании № 1/80(о) предоставлялись Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а другими, вновь сформированными впоследствии земельными участками.
Данное обстоятельство подтверждается, в частности, тем, что площади земельных участков, находившихся у Общества в постоянном (бессрочном) пользовании и земельных участков, арендуемых Обществом в настоящее время, различны.
Так, земельные участки, предоставленные заявителю в постоянное имеют площадь: по адресу: г. Архангельск, улица Суворова, 9, корпус 3 - 0,23 га, по адресу: г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, 126 - 0,17 га. В то же время земельные участки, в настоящее время находящиеся в аренде у Общества имеют площадь в два раза меньшую по сравнению с указанными земельными участками, а именно: по адресу: г. Архангельск, улица Суворова, 9, корпус 3 - 0,1037 га, по адресу: г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, 126 - 0,0927 га. Такая существенная разница в площадях земельных участков, по мнению суда, в любом случае не могла быть вызвана лишь уточнением площадей земельных участков в процессе проведения работ по их кадастровому учету.
Кроме того, тот факт, что находящийся в настоящее время в аренде у Общества земельный участок по адресу: г. Архангельск, улица Суворова, 9 не идентичен земельному участку по указанному адресу, ранее находившемуся у Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, подтверждается тем обстоятельством, что еще первоначально, при изъятии у заявителя земельного участка по указанному адресу из постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии с пунктом 1 распоряжения от 17.08.1999 № 418/1р, часть этого изымаемого из постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 0,011 га была переведена в состав земель общего пользования, а не передана Обществу в аренду.
Также, по мнению суда, материалами дела доказан тот факт, что границы земельных участков, которые в настоящее время в соответствии с договором от 17.08.1999 (в редакции соглашения к этому договору от 09.02.2004) находятся в аренде у Общества существенно отличаются от границ земельных участков, которые в соответствии с постановлением от 11.03.1994 № 94/3 и договором о землепользовании № 1/80(о) предоставлялись Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Данный факт очевидно следует из сопоставления планов соответствующих земельных участков с выкопировки с топоплана к постановлению от 11.03.1994 № 94/3, распоряжению от 17.08.1999 № 418/1 (т. 2, л.д. 105) и планов земельных участков, являющихся приложениями к постановлениям от 05.12.2003 № 1262/1р (т. 2, л.д. 105) и № 1262/2р (т. 2, л.д. 86).
Так, на выкопировке с топоплана к постановлению от 11.03.1994 № 94/3, распоряжению от 17.08.1999 № 418/1 земельные участки имеют форму, близкую к прямоугольникам и их границы с трех сторон значительно отстоят от стен зданий по адресам: г. Архангельск, улица Суворова, 9 и г. Архангельск, пр. Советских космонавтов, 126.
Из планов же земельных участков, являющихся приложениями к постановлениям от 05.12.2003 № 1262/1р и № 1262/2р видно, что границы соответствующих земельных участков близки к стенам зданий по соответствующим адресам и повторяют контуры этих зданий.
Указанные выше доказательства, таким образом, подтверждают тот факт, что в настоящее время Обществом арендуются вновь сформированные земельные участки, а не земельные участки, находившиеся ранее у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При таких обстоятельствах суд находит ошибочным довод заявителя о том, что оспариваемые действия Департамента противоречат положениям Федерального закона № 137-ФЗ, поскольку, по мнению суда, положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ распространяется только на лиц, переоформляющих право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
Общество же, как следует из материалов дела, получило в аренду земельные участки в Октябрьском территориальном округе города Архангельска общей площадью 0,1964 га по договору от 17.08.1999 (в редакции соглашения к этому договору от 09.02.2004) не в процессе переоформления права постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками на право аренды.
Кроме того суд учитывает, что указанный договор аренды земельных участков заключен Обществом в 1999 году, то есть задолго до введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), в соответствии с которым статья 3 Федерального закона № 137-ФЗ изложена в редакции, на которую ссылается заявитель при рассмотрении настоящего спора.
Более того, суд полагает необходимым отметить, что договор от 17.08.1999 заключен Обществом до введения в действие ЗК РФ. Следовательно право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, указанными в постановлении от 11.03.1994 № 94/3 и договоре о землепользовании № 1/80(о) прекратилось у Общества по правилам, установленным законодательством, действовавшим до принятия ЗК РФ, Федерального закона № 137 и Федерального закона № 212-ФЗ.
Данное обстоятельство также подтверждает тот факт, что на заявителя не распространяются правила, установленные пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения ответчиком оспариваемых действий).
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 150, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "АКРиС" о признании незаконными действий Департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области по установлению закрытому акционерному обществу "АКРиС" на 2008 год арендной платы по договору аренды земельного участка от 17.08.1999 № 1/4410(о) в размере 251 942 руб., выразившихся в направлении указанному Обществу расчета размера арендной платы за землю на 2008 год (исх. № 813 от 12.02.2008) отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "АКРиС" в пользу Департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области и в пользу Мэрии города Архангельска по 1 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
О.П.БАБИЧЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru