Законодательство
Архангельская область

Архангельская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2009 г. № 227-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2009 - 2010 ГОДАХ

В целях оперативного сбора информации, организации экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и координации действий органов повседневного управления, сил и средств муниципальных звеньев Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития единых дежурно-диспетчерских служб в Архангельской области в 2009 - 2010 годах.
2. Рекомендовать:
органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области - руководствоваться указанной Концепцией при решении задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Главному управлению МЧС России по Архангельской области - оказывать методическую помощь муниципальным образованиям Архангельской области при создании и развитии единых дежурно-диспетчерских служб в Архангельской области в 2009 - 2010 годах.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
Губернатора Архангельской области
А.Ф.ВЕРЕЩАГИН





Утверждена
постановлением Правительства
Архангельской области
от 22.12.2009 № 227-пп

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ
В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 - 2010 ГОДАХ

I. Общие положения

Концепция развития единых дежурно-диспетчерских служб в Архангельской области в 2009 - 2010 годах (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями на 30 октября 2007 года), от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 18 июня 2008 года), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями на 16 июня 2009 года), а также в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Архангельской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Концепция определяет основные положения областной политики по развитию единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) на территории Архангельской области как органов повседневного управления Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ОПЧС) на муниципальном уровне, а также содержит задачи и направления деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по развитию ЕДДС.

II. Состояние проблемы и обоснование
необходимости ее решения

Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место в последние годы, показывает, что количество и масштабы стихийных бедствий, аварий и катастроф неуклонно возрастают.
В Архангельской области за последние пять лет произошла 161 чрезвычайная ситуация, из них 145 чрезвычайных ситуаций техногенного и 16 чрезвычайных ситуаций природного характера. В результате чрезвычайных ситуаций погибли 343 человека и пострадали 418 человек, материальный ущерб составил 105,4 млн. рублей.
Высокая плотность населения, концентрация промышленного производства, транспортной инфраструктуры и потенциально опасных объектов в населенных пунктах области, особенно в городах, определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций, повышенную опасность для жизни и здоровья населения.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций являются актуальными задачами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и ведомственных служб на местах и требуют, как правило, согласованных совместных действий.
При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне непосредственная организация работ по их предупреждению и ликвидации на начальном этапе возлагается на ЕДДС - орган повседневного управления, предназначенный для приема сообщений от населения и организаций о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, оперативного реагирования и координации совместных действий дежурно-диспетчерских служб организаций (далее - ДДС), поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных сил постоянной готовности в условиях чрезвычайных ситуаций.
Анализ результатов проверок ЕДДС показал, что их функционирование имеет существенные недостатки и не соответствует предъявляемым требованиям. К основным причинам сложившейся ситуации относятся:
низкий уровень организации дежурства в ЕДДС и ДДС;
низкий профессиональный уровень подготовки личного состава дежурных смен ЕДДС и ДДС;
отсутствие у персонала ЕДДС практики по принятию решений на применение сил и средств, проведение аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
отсутствие конкретных алгоритмов действий дежурных смен ЕДДС при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
отсутствие баз данных о силах и средствах муниципальных звеньев ОПЧС, их возможностях и порядке привлечения для ликвидации чрезвычайных ситуаций, баз данных по объектам повышенного риска, о потенциально опасных объектах и ДДС;
низкий уровень персонала ЕДДС по проведению анализа оперативной информации, прогнозированию вариантов дальнейшего развития событий, обобщению информации о причинах происшествий и чрезвычайных ситуаций, выработке мер по недопущению повторных или аналогичных происшествий и чрезвычайных ситуаций.

III. Основные цели и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является повышение уровня защищенности населения и территории Архангельской области от чрезвычайных ситуаций путем объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций Архангельской области по развитию и совершенствованию деятельности ЕДДС.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение действий органов местного самоуправления по доведению ЕДДС до уровня своевременного приема информации о происшествиях и чрезвычайных ситуациях, ее экспресс-анализ, оперативное реагирование и координация совместных действий ДДС, сил и средств, а также своевременное представление информации в вышестоящие органы повседневного управления;
выработка единых подходов и направлений деятельности органов местного самоуправления по определению задач, состава и порядка функционирования и развития интегрированной ЕДДС как максимально эффективной структуры экстренного вызова;
повышение эффективности и оптимизация задач по вопросам сбора и обмена информацией о возникающих угрозах и фактах чрезвычайных ситуаций посредством повышения уровня готовности инфраструктуры и профессиональной подготовки диспетчерского персонала ЕДДС;
повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение происшествий и чрезвычайных ситуаций;
оперативное информирование населения о фактах возникновения и принятых мерах по ликвидации происшествий и чрезвычайных ситуаций;
эффективность взаимодействия привлекаемых сил и средств и слаженность их совместных действий.

IV. Основные этапы и ожидаемые результаты
реализации Концепции

I этап - организационный (декабрь 2009 года - март 2010 года), в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования, финансирования и развития ЕДДС.
На этом этапе необходимо:
а) провести анализ состояния ЕДДС:
по оснащенности оргтехникой, программным обеспечением, возможностям передачи данных в ЦУКС в единой системе сбора и обмена информацией;
по возможностям создания, хранения и передачи информационно-справочной электронной базы данных;
по наличию оборудованных помещений, включающих в себя площади для рабочих мест диспетчеров, бытовых помещений и оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций;
по штатным расписаниям и качеству укомплектованности персоналом;
по профессиональной подготовленности персонала ЕДДС;
по состоянию текущего и перспективного финансирования;
б) на основании проведенного анализа разработать техническое задание в соответствии с методическими рекомендациями на создание автоматизированной системы ЕДДС;
в) согласовать техническое задание с Главным управлением МЧС России по Архангельской области;
г) в соответствии с техническим заданием разработать технический проект на создание автоматизированной системы ЕДДС;
д) определить и согласовать между администрацией муниципального образования, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и муниципальными службами состав существующих ДДС, а также порядок их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС (заключение соглашений, регламентов по обмену информацией, планов взаимодействия и т.д.);
е) уточнить группировку сил и средств постоянной готовности муниципального образования, определить и согласовать основные мероприятия экстренного реагирования сил и средств, выполнение которых должна организовать ЕДДС;
ж) разработать порядок информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах функционирования;
з) разработать и утвердить (откорректировать) необходимые правовые, организационно-методические и нормативно-технические документы, являющиеся основой для функционирования и дальнейшего развития ЕДДС, в соответствии с методическими рекомендациями;
и) внести в бюджеты муниципальных образований предложения по финансированию мероприятий по развитию ЕДДС в соответствии с настоящей Концепцией.
II этап - технический (апрель 2010 года - декабрь 2010 года), в течение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС.
На этом этапе необходимо:
а) провести работы по оснащению (дооснащению) существующих систем связи и оповещения - созданию автоматизированной системы ЕДДС применительно к задачам и потребностям ЕДДС в соответствии с техническим проектом;
б) провести сопряжение автоматизированной системы ЕДДС с взаимодействующими системами;
в) организовать в соответствии с техническим проектом рабочие места персонала и другие помещения ЕДДС;
г) на основании проведенной аттестации организовать работу по подбору, переподготовке (подготовке) персонала ЕДДС к функционированию в новых условиях.
Технический период создания и развития ЕДДС завершается вводом в штатную эксплуатацию автоматизированной системы ЕДДС.
Для придания необходимого юридического статуса ЕДДС установленным порядком вводятся в действие положения об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) и ЕДДС.
Развитие ЕДДС позволит объединить все дежурные силы и средства муниципальных звеньев ОПЧС, несущих круглосуточное дежурство, в единую вертикально-интегрированную систему оперативного дежурства, что позволит сократить время реагирования на чрезвычайные ситуации.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru